Урок русского языка
под открытым небом
в 4-ом классе
(с украинским языком обучения)
По учебнику И. Ф.Гудзик «Русский язык».
Тема: Устное сочинение «Осень в парке».
Цель: - учить составлять устное высказыва-
ние по
наблюдениям в природе ;
- развивать речь учащихся, мышление;
- пополнить словарный запас
детей;
- закрепить
знание о структуре текста,
умение выделять в тексте зачин, основ-
ную часть, концовку;
- воспитывать стремление видеть
кра-
соту окружающего мира, умение воспринимать и оценивать прекрасное.
Смолінськє НВО
ГордієнкоТетянаОлександрівна,
спеціаліст вищої категорії,
старший вчитель
Тема: Устное сочинение «Осень в парке».
Цель: -
учить составлять устное высказывание по наблюдениям в при-
роде;
- развивать речь учащихся, мышление;
- пополнить словарный запас детей;
- закрепить знание о структуре текста, умение выделять в тексте зачин, основную часть, концовку;
-
воспитывать стремление видеть красоту окружающего мира,
умение воспринимать и оценивать прекрасное.
Оборудование: портрет В. А. Сухомлинского ,карточки с заданиями,
карточки с
деформированными предложениями, моль-
берты , листки бумаги , корона Осени, корзина с овоща-
ми
и фруктами.
1.
Вступительная беседа.
Сегодня мы проведём урок под открытым небом
,который посвящён В. А.
Сухомлинскому.
-Кто
такой В.А. Сухомлинский (педагог, директор школы, писатель).
-Какие
произведения (жанр) для детей он писал? (легенды, сказки,
рассказы).
-Какие
легенды, сказки, рассказы В. А.
Сухомлинского вы знаете?
На уроке сегодня мы будем учиться видеть прекрасное в окружающем мире, составлять устное сочинение ,
любоваться красотой осеннего школьного парка, пополнять свой словарный запас.
2. Речевая разминка «Круг друзей»:
В
нашем круге все друзья,
Вы и мы, и ты , и я.
Здравствуй друг, который справа,
Здравствуй друг, который слева,
Мы одна семья.
В нашем
круге все друзья,
Вы и мы,
и ты, и я.
Руку дай
тому, кто справа,
Руку дай тому, кто слева,
Мы одна семья.
В нашем круге все друзья,
Вы и мы, и ты, и я,
Рассмеши того, кто справа,
Рассмеши того, кто слева,
Мы одна семья.
3.Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку:
Туча небо кроет.
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет.
Дождик моросит. (Осень)
-Какие
слова помогли вам отгадать загадку?
-К
нам в гости пришла Осень. (девочка в костюме осени)
-Здравствуйте, ребята!
-Я Осень. Пришла к вам в
гости, чтобы вы увидели, какие
особенные осенью небо,
воздух, деревья, кусты, трава.
-Я хочу спросить у вас:
какие месяцы осени вы знаете?
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Какой сейчас месяц года?
-Какие характерные признаки
осени вы знаете?
(день короче, ночь длиннее, солнце светит, но греет
меньше, идут дожди, листья желтеют и опадают, птицы
улетают в тёплые края и т. д.)
4.Проверка домашнего задания.
Осень
очень красивое время года. Осени посвящают свои произведения
поэты,
писатели, художники.
-Какое
домашнее задание было задано на сегодня?
(Выучить
наизусть на выбор стихотворение Ф.Тютчева «Листья» или
рассказ
М. Пришвина «Осеннее утро»).
1.
Декламирование
рассказа М. Пришвина учащимися.
Как
вы понимаете слова: «Бывает грустно и
так хорошо»?
2.
Декламирование
стихотворения Ф. Тютчева «Листья».
Как
вы понимаете слова: докучный (наводящий скуку)
Зефир (тёплый, лёгкий ветер; древние
греки представляли его
В образе юноши с лёгкими крыльями.)
5. Составление устного сочинения.
Осень нам принесла задание: из слов составить
предложения (работа в
двух
группах).
1.
группа ( осень,
знойное, и, кончилось, золотая, лето, наступила) Кончилось знойное лето и наступила золотая
осень.
2.
группа( наш,
парк, осенью !,как, школьный, как )
Как красив наш школьный парк осенью!
Можно ли об этих двух предложениях сказать, что это текст?
Почему?
(Текст ,это несколько предложений, которые связаны друг с другом по
смыслу)
Из скольких частей состоит текст?(3-х)
Назовите их. (Вступление-зачин, основная часть,
заключение-
концовка.)
В какой части текста можно использовать составленные
предложения?
Составьте небольшое сочинение используя эти предложения. А
чтобы
легче было написать сочинение, поработаем в группах.
-Каждой группе дается
листок с одним словом в центре круга:
небо листья воздух берёза
Представим себя художниками. Только художники
рисуют красками, а вы
Будете рисовать словами.
Например :берёзка- стройная, белостволая, кудрявая, весёлая ,грустная…
Представители групп зачитывают свои работы.
В русском языке есть много выразительных слов, которые
помогут вам
написать сочинение. ( Слова выписаны из
учебника с. 26 ) Эти слова записаны для каждой группы на листках:
ронять, падать, кружиться, лежать, шуршать, шелестеть,
прятаться, чернеть,
вырисовываться;
всматриваться, радоваться, удивляться,
наблюдать, смотреть, видеть, любить, собирать, составлять;
разноцветный , пёстрый,
серебристый, тусклый. ослепительный, мягкий, ярко-… ,тёмно-…,красно- …;
прощальный, грустный,
печальный, светлый, лёгкий, тонкий, чистый, прозрачный, высокий.
А также используйте те слова, которые вы подобрали, работая в группах.
Работа в группах.
Чтение сочинений
представителями групп. Авторское
кресло.
6.Объяснение домашнего задания.
Об
осени можно рассказывать много . но для небольшого сочинения важно определить
более узкую тему . Например:
о
любимом дереве; о дорожке, засыпанной осенними
листьями;
об
облаках перед заходом солнца. Можно выбрать ещё более узкую тему: об одной веточке
или даже об одном листке. И не думайте,
что рассказать о маленьком проще, чем о
большом.
Задание на дом: Упражнение 50, страница 27.
Составьте устное сочинение об осени на узкую
тему.
7. Итог
урока .
Осень, тебе понравилось, как работали дети?
(оценивание уч-ся)
А вам, ребята, понравился урок?
Что удалось на уроке? Что вызвало затруднение?
Давайте, скажем, Осени, как можно больше
комплементов.
(красивая, щедрая,
золотая, богатая, добрая, ласковая,
урожайная, заботливая и т д.) и попрощаемся с ней до следующего года.
Осень раздаёт свои дары детям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий