Виступ на батьківських зборах «Виховання доброти»
В толковом словаре
С.Ожегова понятие «доброта» раскрывается так: «Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброту в детях
необходимо воспитывать целенаправленно, непрерывно, настойчиво. «Доброта – это
солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а
всё лучшее в жизни – от человека». Это слова М.Пришвина.
Из опыта своей работы знаю, что большинство детей младшего
школьного возраста правильно понимают, что такое доброта. В этом легко
убедиться, организовав элементарный опрос. Но не всегда, к сожалению, поступки
детей оказываются добрыми. Даже те дети, которые правильно раскрывают понятие
доброты, могут совершить недобрый поступок. Задача педагогов и родителей
заключается в том, чтобы воспитывать у детей потребность совершать добрые
дела, потребность быть добрыми.
Добро должно быть деятельным, сильным. Нужно объяснить детям, что
доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие.
Слабый человек часто бывает добрым лишь на словах и оказывается бездеятельным в
поступках.
Существует три уровня доброты. Первый уровень доброты –
пассивная доброта. Человек никогда не ударит слабого и беззащитного, не заденет
самолюбия другого. Но он спокойно проходит мимо зла, несправедливости и не
торопится совершить добро. Это сродни равнодушию. Второй уровень доброты –
доброта активная. Здесь человек уже совершает добрые поступки, но все же мимо
зла по тем или иным причинам проходит. Здесь может оказаться, что добро другим
делалось этим человеком ради своей личной выгоды. Важно как можно раньше
распознать это и принять меры.
И наконец, третий уровень – доброта созидательная. По настоящему
добрым считается тот, кто защитит слабого, поможет в беде, кто способен
бороться с любым проявлением несправедливости. Это самое ценное качество.
Родители должны приложить все свои усилия на воспитание у ребенка именно такой
доброты. Должны научить детей ненавидеть любое проявление зла и равнодушия.
Приоритет в воспитании доброты остаётся за семьёй. Поэтому в
первую очередь перед родителями стоит задача научить ребенка чувствовать и
понимать другого человека, относиться к нему как к самому себе. Крупицы доброты
есть в каждом, надо только постараться развить это качество.
В современную школу приходят абсолютно разные дети: одни
эгоистичные, избалованные, себялюбивые, другие – открытые, великодушные,
любящие всё живое. Школьная обстановка вносит коррективы в привычный уклад
жизни ребенка. Первые годы обучения могут многое изменить в маленьком человеке.
Но ребенок интуитивно тянется к добру, как растение к солнцу. Он всегда
желает, чтобы рядом с ним был добрый, справедливый, отзывчивый человек, который
всегда поможет.
Чтобы воспитать ребенка добрым, необходимо, чтобы он
постоянно сам ощущал проявление доброты со стороны окружающих его взрослых.
Ребенок должен стать свидетелем того, как вы уступаете, а не наступаете. Как вы
отдаете, а не захватываете. Как вы выслушиваете, а не кричите. Как делитесь, а
не прячете. По возможности нужно объяснять, почему вы поступаете так, а не
иначе. Итак, взрослые сами должны совершать хорошие поступки, делать добрые
дела, потому что дети учатся доброте у нас.
Доброта проявляется в любви к окружающей природе, к
растительному и животному миру. Надо учить детей жалеть всё живое, будь то
собака, птичка или маленькое насекомое, большое дерево или хрупкий полевой
цветок. И учить не просто словом, а прежде всего своим примером.
Человек живет, постоянно общаясь с другими. Надо научить детей общению.
Если родители хотят видеть своих детей добрыми и великодушными, они должны
постоянно доставлять им радость общения, радость совместного труда и
совместного отдыха. Родите-ли должны научиться владеть
собой, должны быть требовательны и строги к детям, но одновременно добры и
внимательны. Детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо,
созданные для ребенка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся.
До сих пор, пока они не почувствовали, не пережили на собственном опыте
(а опыт сам по себе стихийно не приходит) что важнейший источник их
личной радости – это труд и пот старших , они будут глубоко убеждены в том, что
мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость. Одно время
был широко распространен такой взгляд: лодыри и бездельники,
неблагодарные сыновья и дочери вырастают, дескать, чаще всего у родителей,
далеких от производственного труда. Но этот взгляд оказался ми-фом,
надуманной схемой, его опровергает жизнь. «Жизнь твердо убедила меня – пишет
Сухомлинский, - в противо-положном: люди с
каменными сердцами чаще всего выра-стают именно в трудовых
семьях, в семьях рабочих, колхозников, интеллигентов, где отец и мать
души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют от них ничего. С
первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей,
трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных
родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого
парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем, потому что он лишь
потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он
берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании. Вряд
ли можно встретить хотя бы одного из родителей, которому была бы безразлична
судьба его детей.Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко
не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения
за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою
игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне
хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку!
Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая
первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам.
Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде
всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал,
подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему
понравилась».
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку
обижать животных. Если ребёнок замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит
смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает.
Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно,он
захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать
добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в
характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые
для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость,
нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в раннем возрасте мало
что понимают и ничего не запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо
готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.
Начните прививать своим
детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью,
любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с
себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.
Говорите о сложном просто
Для духовного воспитания
детей очень важно читать им поучительные сказки со счастливым концом, в
которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в книжке со сказками будут
красочные рисунки, по которым можно объяснить детям своими словами, что
происходит.
Детям постарше можно
разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи,
где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают
зрительные образы.
Также очень важно поощрять
ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела
всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Заповеди разумного воспитания
У вас получится своего рода памятка, кодекс о воспитании
доброты в детях. (Слайд 10.)
1. Доброта начинается с
любви к природе и к людям.
2. Как можно больше любви
к ребенку, как можно больше требовательности к
нему.
3. Давайте делать доброе.
Хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас.
4. Надо доставлять
ребенку радость общения с нами
5. Ребенок должен чувствовать
спокойствие, видеть примеры добрых
отношений.
6. Не вводить ничего внушающего страх: ни
рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
7.Оберегать ребенка от грубых слов и
поощрять в словах ласковых и нежных. Даже в критических ситуациях нельзя
допускать, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты
меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти
выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не будет
замечать..
8.Любить ребенка любым: красивым,
некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
9.Не унижать ребенка, не делать за
ребенка: помоги ему сделать самому.
Решение педагогических ситуаций.
1.)
«….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её
избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к
подруге,
объяснить ей задание»
Вывод : Отучив дочь
заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.
На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы,
ударил девочку по голове портфелем.
-
Ты что делаешь? - возмущенно крикнула мать мальчика. – Ручка у портфеля
совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
-
Разве можно так, мальчик! – послышалось со всех сторон.
-
А пусть не плюется на переменах! – с искренней убежденность в правоте
содеянного ответил тот.
-
Видите? – видите, воодушевившись объяснением сына, женщина обратилась уже к
людям. – Он защищался. Правильно сынок не давай себя в обиду. В следующий раз
не плюнет. Но портфель все же беречь надо. Ведь год только начался.
А как бы поступили на месте мамы
мальчика? (В.)
«…В троллейбусе все
обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая
голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь
слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня
мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала
выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и
кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь
? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и
не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
-О чём думала мать, когда
приказала дочери выбросить котенка ?
- В чем не права мать ?
- Урок добра или зла
преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет
преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
Добрые чувства должны уходить своими корнями в
детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде,
заботах, в волнениях о близких, о красоте окружающего мира.
4.)«….Семья
возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от
дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
– Не
успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.
Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На
слова благодарности
Отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу
и выручать в
беде».
- Как вы воспитываете в
детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся ?
Ребёнок
– как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро
обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.
.) «…Наташа, придя из
школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной
день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти.
Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-«Ты куда ? – спросила
девочка.
- «В больницу,
навестить Марину.»
Дочь тоже оделась и
пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей
рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в
следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет
?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты
мать своей дочери ? Как она это сделала ?
- почему дочь прижалась к
руке матери ?
- Захочется ли Наташе
снова принести радость другому
Ребёнок – как подсолнух: он
поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить
от членов семьи и всех окружающих.
Психологи отметили: добрый человек
несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний « ломает-ся»,
впадает в отчаяние. И это понятно:
сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же,
когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других
людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде.
Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце –
магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, не
сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу
невозможно купить ни за какие деньги
Давайте
воспитывать у детей доброту!
Комментариев нет:
Отправить комментарий